Мировое наследие. Философская проза Древнего Китая

Автор: , 02 Мар 2016

Из книги «Чжуан — Цзы»

(из. гл. 19 — «Постигший жизнь»)

Плотник Цин вырезал из дерева раму для колоколов. Когда рама была готова, все поражались: казалось, ее делали духи. Увидел раму лусский царь и спросил плотника:

— Каким искусством ты этого достиг?

— Я всего лишь ремесленник, — отвечал плотник, — какое у меня может быть искусство? Впрочем, один способ есть. Никогда не берусь за работу в душевном смятении: чтобы очиститься сердцем, непременно пощусь. После трех дней поста уже не смею помышлять о почестях или наградах, о жалованье и чинах. После пяти – не смею думать о хвале или хуле, удаче или неудаче. После семи – в оцепенении не ощущаю собственного тела, забываю о руках и ногах. И уже нет для меня ни князя, ни его двора, все внешнее исчезает, и все мое умение сосредотачивается на одном. Тогда я иду в горы и присматриваюсь к природным свойствам деревьев. И только мысленно увидев в самом лучшем из стволов уже готовую раму, я принимаюсь за дело – иначе не стоит и браться.

Так мое естество сочетается с естеством дерева – поэтому и работа кажется волшебной.

Комментарии

Обсуждение закрыто.